Konstantin (el_loco) wrote,
Konstantin
el_loco

В прошлую пятницу в передаче А.Гордона "Закрытый показ" шло обсуждение фильма "Мой муж — гений" по книге Конкордии Ландау-Дробанцевой "Академик Ландау: Как мы жили".

Роль академика Ландау отвратительно сыграл Даниил Спиваковский (на фото). Ландау получился неприятный, жалкий, начисто лишенный харизмы и обаяния. Остроты Ландау звучат у Спиваковского неестественно и пошло. А то, что этот персонаж еще и умудряется соблазнять женщин, позволяет отнести данный фильм к жанру фантастики. Личная жизнь героя (на мой взгляд не такая уж необычная, как это кажется авторам фильма) в фильме вызывает ощущение какой-то патологии. Причем, все это отнюдь не нарочно. Видно, что хотели-то изобразить человека, хоть порой невыносимого, но все-таки остроумного и обаятельного. Увы, вряд ли это амплуа Спиваковского. Ему, я думаю, скорее удалась бы роль Чикатило. Кстати, в "Парфюмере" Спиваковский тоже смотрелся бы вполне неплохо, по крайней мере, адекватнее образу Жана-Батиста Гренуя, чем тот актер, который снялся в фильме Тиквера. Остальные актерские работы тоже не фонтан. Например, совершенно безобразно отыграна реакция Коры на известие об аварии. В общем, как сказал бы Станиславский...

В аннотации фильм назван художественно-документальным. Ну, типа, не документальный, но и художественным его назвать язык не повернется, согласен. В фильм вставлены некоторые документальные кадры, например, совершенно цинично вставлено интервью с сыном академика Игорем Ландау (без предупреждения, где и в каком контексте оно будет использовано). Впрочем, свое мнение о фильме Игорь выразил предельно корректно.
« В фильме неплохо играют хорошие актеры, в том числе и Даниил Спиваковский в роли Льва Ландау, но образ Ландау, созданный в этом фильме, даже отдаленно не напоминает этого человека. »
(Игорь Ландау. Еще несколько слов о Льве Ландау)

Вообще, фильм снят по книге обиженной женщины. И, если авторы хотели соорудить скандальчик, то материал для сценария выбран в самый раз.
« ...представители Российской академии наук обратились с просьбой не показывать картину широкой публике.
[...]
Некоторые высказывания Коры Ландау о ближайшем окружении мужа представляются ученым клеветой.
[...]
в среде физиков не хотят публичного показа этого творения. [...] Во-первых, фильм искажает представление о Ландау и его окружении, а, во-вторых, выносит на публику то, что должно оставаться в рамках личной жизни. »
(Алла Аршинова. Отрицательный заряд//Компьютерра, 12 ноября 2008 года)


Кстати, часть имен в фильме все-таки заменено на вымышленные: например, Лившиц на Липкин. Зачем?.. Впрочем, соответствие или несоответствие действительности, моральность или аморальность этого фильма совершенно не отменяет его исключительной дерьмовости во всех отношениях. Хотя, в передаче до обсуждения художественных достоинств недостатков этого произведения дело не дошло.

Вообще, авторы плохих фильмов высказываются в защиту своих опусов относительно однообразно: мол, мы хотели показать вовсе не то, а совсем даже другое... фильм не о Ландау, а о великой любви Коры... Ландау в фильме — это не Ландау, а некий образ... бла-бла-бла... Подобные вещи мы сто раз слышали в том же "Закрытом показе".

Попытки Гордона откопать там какие-то глубокие темы типа "все ли позволено гению?" и т.п. похожи на разглядывание в куске дерьма посланий иных миров. И слова Диброва о том, что якобы авторы фильма "целились гораздо выше горизонта"... Да ну. Целились они туда же, куда целятся желтопрессные заголовки типа "У Гитлера было только одно яичко" или "Внебрачная дочь Киркорова беременна от собаки Абрамовича". И то, что использовано имя известного физика-теоретика (в качестве заманухи для интеллектуалов или тех, кто считает себя таковыми), в этом отношении ничего не меняет. Как заметил один комментатор на сайте Гордона, снять увлекательное кино о сексе гораздо легче, чем о науке. Спорное утверждение, но в данном случае не получилось ни о сексе, ни о науке. В общем, о фильме много говорить не стоит, а уж смотреть его и подавно.





Что касается настоящего академика Ландау... Ну, если говорить о внешности, то Лев Давидович был довольно-таки прикольный. Это один из тех случаев, когда реальный герой гораздо симпатичнее актера. Чисто формально Ландау и Спиваковский действительно похожи, но по по сути совсем даже наоборот. У Ландау лицо все-таки приятное, взгляд живой, ироничный...

«Он был высок и худ (182 см, 63 кг). Подшучивая над собой, он любил говорить, что у него не телосложение а "теловычитание". »
(Игорь Ландау. Еще несколько слов о Льве Ландау)

« Лучше всех описал внешность Льва Ландау профессор Тель-Авивского университета Александр Воронель. В радиоинтервью его попросили рассказать о внешности Дау, он на мгновение умолк, а потом вдруг сказал: «Он был похож на оленёнка. Да, на оленёнка был похож». »
(Майя Бессараб. Так говорил Ландау)

Кроме того, что Лев Ландау был похож на олененка, он был гениальным физиком-теоретиком (впрочем, кого это интересует?)
А еще он был теоретиком свободной любви, правда, не гениальным, а самым заурядным, хотя сам он, похоже, считал иначе.
« Свою теорию "как надо правильно строить мужчине свою личную жизнь" Дау считал выдающейся теорией. Он всегда сожалел, что его лучшая теория никогда не будет напечатана. Как мне хочется эту теорию жизни "опубликовать". Ведь будучи морально чистым (девственником), он ее тщательно разработал и как результат появился "Брачный пакт о ненападении". Неправда ли, звучит почти анекдотически, но у Дау было очень чистое, пламенное сердце, его теоретические выводы о любви человеческой опирались на классическую литературу.
Когда я пыталась ему доказать, как необходима верность до гроба в браке, он слушал с тихой, доброй улыбкой.
- Милая моя Коруша, а ведь еще мудрецы древности говорили: нам дозволено судьбой счастье с женщиной любой!
[...]
Согласно "Брачному пакту о ненападении" все денежные доходы нашей семьи делились так: 60 процентов жене на все потребности семьи, включая и мужа, 40 - мужу в личное пользование.
- Коруша, ты должна знать: свои 40 процентов я буду тратить на филантропию, помощь ближнему и, естественно, на тех девушек, с которыми буду встречаться. Любовь чиста и бескорыстна. Покупать любовь - смертельный грех, так что на девушек пойдет самая малость: цветы, шоколад, театр. Конечно, Корочка, сейчас я так влюблен в тебя, даже не могу смотреть ни на одну женщину. В сравнении с тобой проигрывают все! Но в конце концов любовницы у меня обязательно будут»
(К.Т. Ландау-Дробанцева "Академик Ландау: Как мы жили")

Конкордия Терентьевна за двадцать пять лет так и не смогла примириться с этой "теорией". Ее книга, написанная после смерти мужа, в основном об этом. В ходе обсуждения от противников фильма звучали обвинения в адрес Коры и оправдания Ландау, мол, он честно изложил Коре свои взгляды на супружескую жизнь, взял обещание не ревновать, а она якобы облила помоями его светлую память. На самом деле брать или давать такие обещания — это чистейший тупизм, потому что человек не может сознательно этим управлять. То, что он предоставлял жене такую же свободу, тоже либо тупизм, либо лукавство, потому что трудно не заметить, что у них в этом плане разные взгляды на жизнь, и для нее это лишь иллиюзия свободы. Лев Давидович хорошо умел пудрить мозги, причем, в первую очередь самому себе. В его "теории" нет ничего оригинального, просто он любил (в шутку?) придумывать новые термины и классифицикации для старых, как мир, вещей. Зато в нем самом было достаточно тупого самодовольства, чтобы не замечать, что его теория не работает даже в его собственной семье, и что на самом деле все несколько сложнее чем он себе представлял. Похоже, он был уверен в своей непогрешимости. Мне хорошо знаком этот тип. Такие люди точно знают, что существует только два мнения: одно их, другое неправильное. Они никогда не задают себе вопрос: "А что если я не прав?" или "Даже если я прав, является ли эта моя правда универсальной?". В своих наивных попытках найти всеобщую формулу счастья этот хиппи недоделанный не только не преуспел, но и наоборот, сделал несчастной по крайней мере одну конкретную женщину, свою жену. Декларируя идею свободы, он фактически провозгласил диктатуру. Но, похоже, он этого не понимал, а считал, что действительно все хорошо, и не снимал розовых очков до самой смерти. Наверное, он искренне удивился бы, если прочел книгу жены (если, конечно, представить, что это возможно). А интересно, что могли бы написать о нем другие его женщины? Может, хоть они были с ним счастливы? Что-то сомнительно. Ну разве что он в постели был весь как божия гроза. В общем, Лев Давидович был честный, но очень наивный человек. Ну а если он все понимал, но гнул свою линию, то просто мудак. Впрочем, возможно, истина где-то посередине.


Кстати, тут обнаружилось, что сейчас снимается еще один (многосерийный?) фильм на эту же тему — "Дау". Вот этот фильм, похоже, будет поинтереснее. Один из авторов сценария Владимир Сорокин. Я правда его книг не читал, но "Копейка" жжот.


PS. Немного не в тему. В той передаче выступила некая Мария Голованивская, культуролог. Она произнесла такую фразу: "Хочу обратить ваше внимание на то, что утверждение, что Земля вертится, было глубоко аморальным, потому что, как мы знаем, отрицало существование Бога".
Вот не знаю, то ли я тупой, то ли госпожа культуролог сморозила чушь, но я решительно не понимаю, каким образом утверждение, что Земля вертится, отрицало существование Бога.
Tags: кино
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 4 comments